Охрана вождей.
От Паколи до Коржакова.




      Береженного Бог бережет, а вот главу государства - личная охрана. И тому есть веские причины, прежде всего - вероятность покушения со стороны противников власти. Недаром правители всех континентов в первую очередь беспокоились о своей личной безопасности, и потом уже о благополучии подданных. Такова природа власти. Яркое свидетельство тому - история охраны кремлёвских вождей, одних из самых могущественных властителей мира...
      После нескольких попыток устранить главу Совнаркома, служба безопасности Ленина, до этого представлявшая собой сброд солдат разных полков, питерских рабочих и шоферов ГОНа (гаража особого назначения), была реорганизована. Внешний пояс охраны поручили латышским стрелкам и курсантам пулемётных курсов (чья преданность не раз была проверена в деле), а непосредственно самого Ильича оберегали чекисты, отобранные лично Феликсом Дзержинским. Во главе личной охраны Ленина был поставлен Иван Петрович Паколи, доверие к которому со стороны ВЧК было полнейшим...
      После смерти Ленина функции службы охраны существенно расширились. Увеличился круг лиц, которым полагалась охрана. В 1936 году в составе УКМК (Управления Коменданта Московского Кремля) формируется особый полк - элитная воинская часть, предназначенная для обеспечения безопасности первых лиц государства на территории правительственных резиденций. Полк должен был усилить и без того не малые силы 1-го Отдела охраны НКВД СССР.
      Одновременно с организацией новых частей приступили к качественному улучшению подготовки телохранителей. На посту начальника охраны Кремля Паукера сменил Власик, находившийся "при теле" Иосифа Виссарионовича с 1918 года. Команда чекистов значительно увеличилась, обновившись полностью. По требованию Власика среди сотрудников органов госбезопасности были отобраны лучшие офицеры в возрасте 25-35 лет, предварительно проверенные до десятого колена. Они-то и составили костяк личной охраны Сталина.
      Перед самой войной по заказу Управления охраны на одном из оборонных заводов были переоборудованы несколько автомашин ЗиС-101. Кузова были усилены, на них установили броню и пуленепробиваемые стекла (точно такие же, как на штурмовиках Ил-2, толщиной 50 миллиметров). Вес машины возрос до 3 тонн, однако теперь её было не прострелить из винтовки, разве что из пулемёта или малокалиберной пушки. Хозяин был доволен, такой сверхзащищенной машины не имел ни один президент или премьер-министр того времени.
      Избегая высокопарных слов, следует всё-таки признать, что охрана Сталина являлась в сороковые-пятидесятые годы лучшей в мире. Все попытки физически устранить Генералиссимуса пресекались ещё на стадии подготовки или на начальном этапе. Так было с организацией покушения абвера в 1944 году - исполнители оказались задержаны уже при приземлении на советскую территорию. Добраться до тела товарища Сталина не представлялось возможным по той простой причине, что все подходы к Кремлю, правительственным трассам и загородным дачам прикрывались огромной массой явных и тайных оперативников, плотная цепь которых уже на дальних подступах отлавливала подозрительных прохожих и зевак, не позволяя им приблизиться к объекту охраны. Чрезмерная бдительность людей Власика ( чья жизнь напрямую зависела от того, будет ли жить Хозяин или нет ) пресекала любые контакты Генерального секретаря с обожествлявшим его народом.
      Обычное средство передвижения по Москве - бронированный ЗиС, а для поездок по стране и за границу - литерный спецпоезд с броневагонами, особым сопровождением и сильной охраной. Во время поездки Сталина на Потсдамскую конференцию его охраняли 8 бронепоездов НКВД, курсировавших по линии следования, 7 полков оперативных войск госбезопасности и 1500 человек Главного управления охраны. Муха и та не пролетела бы незамеченной!
      Обыкновенно, кортеж состоял из 5 лимузинов с зашторенными окнами, абсолютно одинаковых по внешнему виду. Хозяин сам выбирал машину, так что со стороны невозможно было определить, в какой именно он едет. Всё это показывает, насколько блестящей была организация охраны вождя, не допустившей за более чем двадцать лет ни одного прокола.
      В 1960 году на базе ГУПО (Главного управления охраны) было создано знаменитое ныне 9-е управление КГБ СССР, взявшее на вооружение лучшие наработки сталинской поры. Пожеланием нового хозяина Кремля - Никиты Сергеевича Хрущева - его охрана была составлена преимущественно из сотрудников украинского происхождения. ЗиС-101 уступил место в гараже ГАЗ-13, и на этом, в общем-то, преобразования и закончились.
      Техническое переоснащение "девятки" началось с середины семидесятых годов, во времена Брежнева. Неприхотливую и надежную "Чайку" сменил роскошный лимузин ЗиЛ-41047, машина уникальная во многих отношениях. Она не переворачивается на самых крутых виражах, ход имеет плавный, да и защищена на порядок лучше прежних бронеавтомобилей. Салон ЗиЛа выполнен в виде капсулы и выдерживает попадание крупнокалиберной пули. Чтобы поразить его пассажиров, необходима переносная ракетная установка или легкий танк.
      Одновременно с переоснащением автотранспортной техники на вооружение 9-го управления поступили первые электронные комплексы защиты и радиоподавления. Сотрудники выездной охраны получили "скрипки" - короткоствольные АКСУ-74, закамуфлированные под чемоданчики-дипломаты...
      Долгое время "скрипки" оставались самым тяжелым вооружением телохранителей, пока в начале 1990-х годов Службе безопасности Президента Ельцина не обзавелась ручными пулеметами и реактивными гранатометами. Стараниями нового шефа охраны Коржакова была значительно увеличена огневая мощь Кремлевского (с 1993 года Президентского) полка, который отныне стал обладателем 6 мощных БТР-80а с автоматической 30-мм пушкой.
      Служба безопасности президента в короткое время превратилась в мощную спецслужбу со штатом в 12 000 человек, и собственной уникальной технической базой. Эта огромная масса высококлассных специалистов всего-навсего обеспечивает безопасность лидера страны. Непосредственно же охраной занимаются 650 человек, из которых только 44 - "у тела".
      Отбор в личную охрану Президента России проводится среди лучших сотрудников 14 силовых ведомств, военнослужащих спецподразделений армии, ФСБ, флота, ВДВ, погранвойск. Особый упор в подготовке кремлевских телохранителей уделяется стрельбе. Это скоростная стрельба навскидку, из укрытий, на ходу из автомашины, в окружении людей, по движущейся цели, стрельба с перемещением в пространстве и в условиях ограниченной видимости.
      Плюс к этому - тактика ведения боя с использованием инфраструктуры города и умение водить автомобиль в экстремальных ситуациях. Это, что называется, базовая подготовка. Дальше идёт специализация. Лучшие стрелки направляются в особую команду снайперов, в кортеже движущихся в двух микроавтобусах (сейчас это "Шевроле" с тонированными стеклами). Они обеспечивают дальнее прикрытие Президента, постоянно держа под контролем наиболее опасные направления. Их задача - поразить обнаруженных террористов первыми.
      Помимо двух "Шевроле" в составе президентского кортежа - основная машина (раньше ЗиЛ-41047, сейчас "Мерседес-600"Пульман"), дальше машина спецсвязи, два-три "Скорпиона" - машины охраны (раньше "Мерседес" S0класса, теперь джипы "Геленваген" той же фирмы). Причем во главе колонны обязательно движется автомобиль-"лидер" по весу абсолютно идентичный президентскому, задача его - принять на себя первый удар потенциальных злоумышленников, то есть взлететь на воздух вместо основной машины. В обязанности "лидера" входит также таран встречных машин, представляющих угрозу кортежу. Замыкает кавалькаду автомобиль с полковниками, имеющих при себе чемоданчик с "ядерной кнопкой"...
      Средняя скорость движения по шоссе - 140 км/час. Прицельно стрелять практически невозможно, а против взрывных устройств с радиовзрывателем в одном из "Скорпионов" имеется радиоэлектронный комплекс "Персей", блокирующий любой радиосигнал, посланный в пределах правительственной автотрассы...
      Сделано всё возможное, чтобы предотвратить любое покушение. Безопасность лидера страны - вопрос государственной важности и национального престижа, потому недоработок это дело не терпит. За все годы существования кремлевской охраны она ни разу не допустила промаха или провала. Все её "подопечные" умерли своей смертью. Вот это и есть настоящий профессионализм...



Денидранат Траутандрапутра.
Сайт управляется системой uCoz