Необъявленные жертвы подводной войны.




Но, даже мёртвые, вперёд
Стремимся мы в отсеках душных.
Живым останется почет,
А мёртвым орденов не нужно...

( Из гимна русских подводников)





        Официально, холодная война завершилась четырнадцать лет назад. Неофициально, она калечит и убивает десятки и сотни людей до сих пор. Военные США и России продолжают смотреть друг на друга через прицелы. И наиболее агрессивное противостояние этих двух супердержав происходит в Мировом океане, где несут боевую службу атомные субмарины...
        Первая атомная подводная лодка США - "Наутилус" - вступила в строй в 1954 году. Советскому Союзу был брошен вызов, и наша страна его приняла. Первая советская АПЛ К-3 была принята на вооружение четырьмя годами позже. Так началась гонка двух морских держав за право называться сильнейшей на планете. На каждый проект американского атомохода советские корабелы отвечали своим, добиваясь паритета ядерных сил сдерживания.
        Естественно, как и во всякой другой гонке, эта не обходилась без аварий. Первая катастрофа произошла в американском флоте. 10 апреля 1963 года во время глубоководных испытаний в Атлантике затонула вместе с экипажем из 129 человек новейшая АПЛ "Трешер". Лодка считалась гордостью нации, и потрясение от её гибели в то время было равноценно взрыву космического корабля "Челленджер".
        "Трешер" затонул на глубине 2500 метров. Причина гибели субмарины неизвестна и сегодня. Что не удивительно, так как поднять "Трешер" с такой глубины возможным не представлялось тогда, нереально и в настоящее время. Океан не спешит расставаться со своими тайнами...
        Не успел мир оправиться от шока, как катастрофы стали сыпаться одна за другой. Самым трагическим в истории мирового флота стал 1968 год. Сразу несколько подлодок потерпели кораблекрушение. Печальный список открыли 26 января 1968 года израильская ПЛ "Дакар" и французская ПЛ "Минерва", одновременно затонувшие в Средиземном море в тысячи милях друг от друга. ПЛ "Дакар" была случайно обнаружена в июле 1999 года. В обоих случаях ни одного человека спасено не было, как и не удалось установить причины гибели субмарин...
        Март 1968. В районе Гавайских островов бесследно исчезает дизель-электрическая ПЛ К-129 Тихоокеанского флота. На её борту экипаж из 97 человек во главе с капитаном 1-ранга В.Кобзарём. Внезапная гибель советского ракетоносца явилась следствием столкновения с американской АПЛ "Скайфиш", хотя этот факт командование ВМС США не признало до сих пор. Косвенным свидетельством причастности янки к трагедии служит то обстоятельство, что К-129, лежащая на глубине 6 000 метров, была чрезвычайно быстро обнаружена поисковыми судами США. Найти лодку на такой глубине будет труднее, чем отыскать иголку в стоге сена...
        В мае того же 68-го беда (или возмездие?) постигает флот США. Возвращавшаяся с учений АПЛ "Скорпион" таинственным образом затонула вместе с экипажем из 99 матросов и офицеров в 400 милях от Азорских островов. Место гибели лодки отыскали с помощью глубоководного батискафа.
        Гибель "Скорпиона" была последней морской трагедией шестидесятых. Следующие два десятилетия больней всего ударили по отечественному флоту. Первая катастрофа АПЛ Советского Союза произошла 8 апреля 1970 года. На атомоходе К-8 Северного флота, находившемся на глубине 120 метров, одновременно в двух отсеках начался пожар. Через 6 минут лодка всплыла. Командир капитан 2-го ранга В.Бессонов организовал борьбу с пожаром. Подошедшие суда сопровождения приняли часть экипажа, рассчитывая забрать всех, однако на рассвете 11 апреля К-8 неожиданно пошла ко дну. Погибли 52 моряка вместе с командиром.
        Страшную судьбу К-8 в феврале 1072 года чуть было не повторила АПЛ К-19. На её борту также в подводном положении вспыхнул пожар. Лодка в это время находилась в Северной Атлантике. Экипаж капитана 2-го ранга В.Кулибабы отчаянно вёл борьбу за спасение судна в условиях жесточайшего 10-бального шторма. Огонь бушевал в предпоследнем 9-м отсеке, грозила опасность его распространения на другие отсеки лодки, и Кулибаба приказал задраить 9-1 отсек, обрекая находившихся в нём людей на страшную смерть, тем самым спасая от верной и неминуемой гибели большую часть экипажа. 28 человек сгорели заживо, 9-й отсек выгорел полностью, но лодка осталась держаться на плаву, и люди устраняли повреждения.
        С помощью подошедших вскоре буксиров К-19 была отведена на базу, где при её осмотре произошла сенсация: оказалось, что всё это время, в 10-м концевом отсеке были живые люди !!! 11 человек во главе с Борисом Поляковым держались отрезанными от остального экипажа 23 дня. Из-за того, что в 9-м был пожар, дышать им пришлось техническим воздухом, питаться - чем придётся. Некоторые матросы потеряли в весе до 20 килограмм. Их считали погибшими, но вера в то, что помощь придёт, и мужество спасли этих людей...
        После аварии, К-19 была восстановлена и возвращена в строй. Из состава флота её списали в конце 80-х. Вообще, К-19 считается самой невезучей лодкой в истории советского подводного флота. Ещё при постройке в её конструкциях погибли рабочие. Позднее, при спуске со стапелей, о борт лодки не разбилась традиционная бутылка шампанского, что считается дурным предзнаменованием. В 1961-м на К-19 дал течь первый контур реактора. От переоблучения погибли 12 человек. В 1969-м эта же лодка столкнулась в Баренцевом море с американской ПЛ "Гетоу", и только чудо спасло мир от ядерной катастрофы...
        В последующие годы в Советском Союзе затонули ещё 3 атомные и одна дизельная субмарины. Огромные потери, особенно если их сравнивать с американскими: у них после "2-й мировой войны затонули 2 атомные и 3 дизельные. Но цифры цифрам рознь. Так, по соотношению к общему количеству подлодок, одна погибшая в СССР субмарина приходится на 89 действующих, тогда как у США - одна на 33. У Франции расчетный показатель того ещё хуже - из 35 её подводных лодок после войны затонули 5...
        Но если аварии с атомными подлодками в большинстве случаев не приводили к ядерным катастрофам, то происшествие с К-219 могло стать подводной Хиросимой. Этот атомоход-ракетоносец нес боевое дежурство у берегов США, когда в октябре 1986 года его буквально протаранила многоцелевая американская АПЛ "Августа". После столкновения произошла разгерметизация ракетного отсека. Из-за резкого перепада давления лопнула одна из ракет, и самовоспламенилось ракетное топливо - гептил. Начался пожар, затронувший реакторный отсек.
        Трюмный матрос Сергей Преминин вручную закрыл две компенсирующие решетки аварийной защиты реактора, чем предотвратил тепловой взрыв реактора, аналогичный чернобыльскому. Выйти назад матрос уже не смог. Ценой своей жизни Преминин спас жизнь всему экипажу, не считая трех человек, погибших до того при тушении пожара в ракетной шахте. Подводники успели пересесть на подошедшие суда, а К-219 затонула с заглушенным реактором на глубину 5500 метров. На дно вместе с лодкой ушли 50 ядерных боеголовок...
        Как раз в эти дни шли переговоры между Горбачевым и Рейганом о сокращении стратегических наступательных вооружений, и в угоду большой политики было решено не поднимать скандала. Экипажу лодки приказали молчать, чтобы ничто не омрачило торжеств церемонии подписания исторического договора о разоружении.
        Больше повезло "Комсомольцу". Его трагедия, в отличие от К-219, стала достоянием общественности. Хотя внятных объяснений случившегося так и не было предоставлено. Со всем обещали разобраться, подняв "Комсомолец" в 1991 году. Но тут распался Союз и было уже не до расследований причины гибели лодки. Внимание переключилось на другие проблемы. И хотя "империя зла" перестала существовать, спокойней в море отнюдь не стало...
        Начало девяностых годов ознаменовалось целой серией столкновений теперь уже российских субмарин с американскими. Приведем наиболее известные случаи. Так, в феврале 1992 года, в Баренцевом море у российских берегов американской многоцелевой АПЛ "Бато-Руж" был протаранен ракетоносец К-276. После аварии "Бато-Руж" ввиду значительных повреждений вывели из состава флота, никак не объяснив налогоплательщикам причину этих повреждений. К-276 осталась в строю...
        Март 1993 года. Всё то же злополучное Баренцевое море. К-407 испытывает свой корпус на прочность после удара АПЛ "Грэйдбэк". Последняя после катастрофы была так же списана из состава американского флота, российская лодка - до сих пор в строю...
        И, наконец, черный август 2000 года. Гибель 118 членов экипажа АПЛ "Курск". Причина гибели неизвестна, хотя одна из самых серьёзных версий предполагает, что вероятней всего это произошло после столкновения с АПЛ "Мэмфис" ВМС США. Дважды, в 1992-м и 1993-м, только лишь случай, и грамотное командование спасало наши лодки от серьёзных повреждений, но в этот раз чуда не произошло: в результате мощнейшего взрыва, инициированного внешним динамическим воздействием, оказались уничтоженными баллоны ВВД (воздуха высокого давления), которые необходимы для продува главных балластных цистерн. Без ВВД лодка всплыть не может. Это конец. В этот раз море оказалось сильнее людей...



Денидранат Траутандрапутра.
Сайт управляется системой uCoz