Легенды и быль Шаолиня.




        По количеству мистификаций Северный Шаолиньский монастырь не знает себе равных. Расхожие домыслы сделали его имя самым популярным в истории китайских боевых искусств. Каждая мало-мальски приличная школа ушу в числе первооснователей непременно упоминает о каком-нибудь выходце из легендарной обители. С лёгкой руки неразборчивых авторов непобедимые монахи странствуют из одной публикации в другую, беспощадно разя своих врагов и за одно уж убивают наповал непритязательных читателей. Развеем заблуждения...
        Наверное, наиболее яркими страницами истории Шаолиньсы считаются те, что касаются "коридора смерти". Ему посвящены десятки кинофильмов, книг, страшных историй. Согласно этим "достоверным" источникам коридор как бы венчал экзамен по боевому мастерству. Хитроумные механизмы, благодаря которым деревянные статуи архатов (святых) наносили удары, многочисленные ловушки и волчьи ямы, вкупе с обрушивающимися потолками и раскалёнными курительницами представляли серьезную опасность для отважившихся на испытание бойцов, если бы этот "коридор смерти" был на самом деле. Нет никаких заслуживающих доверия свидетельств, подтверждающих, что весь этот пугающий набор смертельных препятствий существовал в древности. Современное состояние монастыря также не позволяет говорить о возможном нахождении такого коридора...
        Экзамен, завершавший курс подготовки бойца, был, но заключался он в том, чтобы пройти от трона отца-настоятеля до главных ворот. На всём протяжении пути устраивались 13 застав - узких проходов, охранявшихся двумя монахами-инструкторами. "Экзаменуемому" следовало преодолеть эту тропу, победив всех 26 искушенных бойцов, и открыть главную дорогу. Согласитесь - удар многоопытного инструктора, великолепно знавшего анатомию человеческого тела, был во много раз страшнее и опаснее удара механической куклы. Без прохождения этого экзамена ни один монах не мог называться истинным последователем шаолиньской семьи (сангхи).
        Для монахов, решивших покинуть семью, существовало другое испытание. Они обязаны были изучить и продемонстрировать строгим наставникам тао-лу "13 врат" - квинтэссенцию шаолиньского ушу. Сложность комплекса была такова, что требовалось не менее 15 лет, чтобы изучить его. Становится понятно, почему так мало монахов покидало стены монастыря...
        Из числа таких же мифов утверждение, что шаолиньские монахи являлись чуть ли не лучшими бойцами Поднебесной империи. Это не так. Искусство некоторых народных мастеров нисколько не уступало техники Шаолиньсы, а порой и превосходило её. Вообще же монастырь между 572-800 годами несколько раз закрывался, монахи разбегались, учение теряло своих последователей, а вместе с ними пропадала и традиция. К XIII веку Шаолиньсы окончательно зачах. Легенды продолжали расписывать монастырь как первую обитель боевого искусства Китая, однако учеников достойных громкого имени уже не было.
        Человеком, возродившим былую славу Северного Шаолиня, стал Цзюэ Юань. Пространствовав несколько лет в поисках "истинного искусства", Цзюэ сумел сконцентрировать полученные знания и создать свою собственную систему, вобравшую в себя всё лучшее, что было в ушу. Новый шаолиньский стиль (названный шаолиньцюань - "шаолиньский кулак") отличался надёжными и эффективными движениями, малозаметными короткими ударами в болезненные места, особой грациозностью танца.
        Одновременно с возрождением школы Цзюэ Юань разработал этику воинского искусства, положив начало новой философии ведения боя. До него в единоборствах преобладал принцип "силы, побеждающей силу", а он предложил технику "челнока", вся суть которой заключалась в словах: "Бей подобно молнии, исчезай как ветер". Из этого принципа вытекало требование исключительной маневренности и подвижности. С Цзюэ Юаня в боевых искусствах утвердился подход "малым побеждать великое"...
        Обитатели монастыря с незапамятных времен участвовали в междоусобных войнах и восстаниях. Мирными их никак не назовёшь. К концу XIV века монахи Шаолиньсы даже образовали особые военные отряды - "сэнбин", принявшие активнейшее участие в сражениях с японскими пиратами. Усэны (монахи-воины) поразили бывалых солдатов. Они вступали в схватку сразу с несколькими противниками, демонстрируя прекрасную выучку. Присутствие духа не покидало монахов в минуты опасности, а их мастерство не уступало профессиональным наёмникам.
        Небезынтересно отметить, что монастырей, монахи которых регулярно занимались боевыми искусствами, было значительно меньше, чем это представляется. Тунфусы, Наньшань, Цыэньсы, Таньчжоучы, Кэпусы, Наньшаолиньсы (Южный Шаолиньский монастырь) - вот и весь список монастырского китайского ушу, к великому разочарованию псевдоспециалистов.
        До 1664 года системой самозащиты, практиковавшейся в Шаолиньсы, владел очень ограниченный круг последователей: сами монахи и правящая верхушка – чиновники, аристократы, офицеры Гвардии и члены императорской семьи. После 1664 года, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, гонение на шаолиньских монахов, сохранивших верность прежнему режиму, достигло своего апогея.
        Монастырь превратился в эпицентр сопротивления завоевателям. Проведав об этом, маньчжуры осадили его и разрушили. Спаслись единицы, которые разбрелись по всему Китаю в поисках пристанища. Традиция приписывает им создание по меньшей мере десятка крупных школ и доброй сотни стилей как северного так и южного ушу, что не совсем корректно в плане истины научной, но канонично и является частью истории, пусть и неофициальной, но любимой всеми китайцами...
        Дальнейшая история Шаолиньсы также полна всяческих испытаний. За последние триста лет монастырь не раз сотрясали бурные ветры перемен, восстаний и войн. В годы культурной революции шаолиньское ушу последователи Мао Дзедуна объявили феодальным пережитком прошлого, которому нет места при социализме. Монахов выгнали из монастыря, отправив строить дороги. Шаолиньсы опустел. Лишь в 1979 году сюда вернулись оставшиеся в живых прежние его обитатели. В который уже раз всё началось с начала...



Денидранат Траутандрапутра.
Сайт управляется системой uCoz