Их не знали в лицо.




        Их не знали в лицо не только потенциальные враги, но и соотечественники. Не знали ни имен, ни фамилий. Вся жизнь этих людей была тщательно скрыта от посторонних глаз. Они были известны узкому кругу военно-политического руководства страны и ВПК. Они создавали оружие, которое обеспечивало качественный прорыв, и потому их берегли как зеницу ока. Слава к ним пришла только после смерти, когда стало возможным рассекретить образцы грозной боевой техники, чьими творцами они были...


ЧАСТЬ 1. ЛЕОНИДЫЧ.


        Мало найдётся в бывшем Советском Союзе технарей, отмеченных столькими высшими наградами. Грудь этого человека украшена 3-мя золотыми Звездами Героя Социалистического Труда, 4-мя орденами Ленина, он был лауреатом 5 Сталинских и 1 Ленинской премий, генерал-лейтенантом инженерно-технической службы и член-корреспондентом Академии Наук СССР. А звали его Николай Леонидович Духов. Что говорит это имя ? Да ничего. Отца СМК, КВ, ИС, ИСУ, Т-5 - за исключением историков техники - никто не знает. Нелюбопытно мы и равнодушны. Знаем только то, что вдолбили нам когда-то в школе, и не более того. А ведь всего, что сделал Духов для страны хватит на несколько жизней.
        Вся его трудовая судьба связана с Кировским заводом. Первая половина конструкторской жизни Духова прошла под знаком танкостроения. Он участвовал в создании почти всех тяжелых танков и артсамоходов довоенной и военной поры. Первым его шедевром был танк КВ - невероятный "Клим Ворошилов", плод творческого союза Жозефа Котина и Николая Духова. Не очень известный факт: танка КВ германское командование боялось сильнее прославленное Т-34. Цитата из немецких документов 1941 года:"КВ - самое страшное оружие, с которым когда-либо приходилось встречаться германскому солдату в бою".
        "Клим Ворошилов" был практически неуязвим - броня вдвое толще, чем у "тридцатьчетверки", гусеницы шире (а значит и проходимость лучше), пушка и двигатель те же самые. КВ не брали ни противотанковые снаряды начального периода ВОВ, ни лобовые удары о хлюпкие немецкие танки Т-III и Т-IV. Он просто наезжал на них и сплющивал своей тяжестью как чудовищный пресс.
        Известен случай (описанный, кстати, германскими историками), когда один КВ выдержал бой сразу с десятью Т-III. В корпус и башню советского танка попали свыше 70 вражеских снарядов, но броня выдержала, а экипаж как ни в чем не бывало в упор расстрелял все десять немецких танков. Страшная для нацистов машина. На её основе Духовым в 41-м, 42-м годах было разработано целое семейство танков "Клим Ворошилов": КВ-1, КВ-2 (со 152-мм гаубицей), КВ-3, КВ-4, КВ-8. Последний вооружался автоматическим огнемётом, с помощью которого можно было даже стрелять очередями, поливая огнем окопы и неприятельские доты.
        В середине войны Духов подключается к созданию мощных самоходных артиллерийских установок. В войсках СУ-152 и ИСУ-152 танкисты прозвали "зверобоями" за неукротимую мощь и неприхотливость. Сорокакилограммовый снаряд "зверобоя" с легкостью проламывал башню "тигра" или "пантеры", а если это не удавалось сделать, то просто срывал её с корпуса и отбрасывал на землю. Ничего равного в вермахте этому чудовищу не появилось вплоть до конца войны...
        На Кировском заводе был популярным клич-призыв:"Леонидыч, выручай"!, когда дело стопорилось, и Духов всегда приходил на помощь, принимая неожиданные технические решения, всегда оказывавшиеся единственно верными и правильными.
        Так бы он и конструировал лучшие в мире танки, но закончилась война, и Советский Союз оказался втянутым в ядерную гонку. Стране потребовался ядерный щит. В числе тех, кто его ковал, был и Николай Леонидович Духов. Какая связь, скажете вы? Самая прямая - незаурядный талант инженера и гений технолога. Качества выдающиеся, и их-то и решили использовать во благо обороноспособности государства.
        В короткое время танкист Духов выходит в число ведущих специалистов в области ядерного вооружения. Коллектив закрытого КБ под его непосредственным руководством создаёт первую советскую ядерную торпеду Т-5. Сложности при её проектировании возникли сразу же - чего стоят одни только жесточайшие ограничения по размерам и массе (авиационная ядерная бомба РДС-4 весила, например, 5 тонн и была диаметром 1,5 метра): вместо планировавшегося первоначально калибра в 1550-мм по требованию моряков пришлось делать обычную торпеду диаметром 533-мм, оснащенную малогабаритным ядерным боезарядом.
        Мало кто верил в успех этого предприятия, тем более, когда во главе морского КБ был поставлен танкист, но Леонидыч в который уже раз посрамил скептиков. Его торпеда Т-5 была готова уже к январю 1954 года, а первое её испытание успешно было проведено осенью следующего на Новой Земле. Советский военно-морской флот получил чрезвычайно мощное оружие, уравнявшее его с американским. Обычная дизель-электрическая подводная лодка, оснащенная Т-5, по боевым возможностям не уступала новейшим натовским атомным субмаринам. Наградой за чудо-торпеду Духову стала звезда Героя СоцТруда. Количество наград, сыпавшихся на его КБ золотым дождём, немало смущало скромнейшего Николая Леонидовича, и он частенько шутя просил:"Фортуна, остановись"!
        Он умер в 1964-м, на шестидесятом году жизни, овеянный прижизненной славой выдающегося инженерного гения, которому всё было по плечу. Духов ушел, оставив после себя "изделия", которые долго ещё служили стране...


ЧАСТЬ 2. ЛЕТЯЩИЕ ПО ВОЛНАМ.


        "Познавший тайну скорости",- так говорили о человеке, стоявшего у истоков советского скоростного флота. Ростислав Евгеньевич Алексеев был одним из наиболее закрытых людей Советского Союза. Ему благоволили Хрущев, Устинов, главнокомандующий ВМФ Горшков и при этом он оставался никому неизвестным. Это судьба многих военных конструкторов, но к Алексееву она была особенно несправедлива. Он не был ни академиком, ни член-корреспондентом, ни даже Героем Социалистического Труда, хотя его суда по сию пору не имеют аналогов в мире...
А начиналось всё в далеком 1935 году, когда студенту Горьковского политехнического института пришла в голову сумасшедшая мысль оснастить речной катер подводным крылом и тем самым значительно поднять его скорость. Осенью 1941 года Алексеев - к тому времени уже выпускник института - успешно защищает дипломную работу, в которой детально разрабатывалась конструкция необыкновенного для тех лет судна. Дипломная работа с лихвой перекрывала уровень кандидатской диссертации, но только в 1943 году Ростиславу Алексееву удалось построить первую действующую модель сверхскоростного катера на малопогруженных крыльях. Фантастический проект вызывал общее недоверие, над выскочкой смеялись, но тот упрямо продолжал совершенствовать конструкцию. В 1946-м его катер удостоился внимания высших чинов ВМФ, специалисты которого увидели в "забавной игрушке" прообраз флота будущего. Все наработки по малопогруженным крыльям были тотчас же засекречены.
        Алексееву и его единомышленникам из "Красного Сормова" поручили разработку полноценных боевых судов на подводных крыльях. При одинаковом водоизмещении и сопоставимой мощности силовой установки суда на ПК превосходили суда обычного типа в полтора раза по максимальной скорости. Прирост огромнейший, если принять во внимание, с каким трудом доставались лишние 7-10 км/час. Алексеевские катера легко разгонялись до 60 узлов. В этом они не имели себе равных по обе стороны океана...
        Погоня за скоростью, в конце концов, заставила Алексеева отказаться от традиционных представлений кораблестроителя. Судно, даже если оно опирается на малоразмерные подводные крылья, всё равно испытывает колоссальные гидродинамическое сопротивление, а что если поднять катер над водой полностью??? Сказано - сделано. И в 1964 году на водную гладь Волги выходит гибрид летательного аппарата и речного судна - экраноплан. Чудо-машина взлетала с воды, достигала расчетной высоты в 1,5-2 метра и, опираясь на воздушный экран, создававшийся под днищем и крыльями, парила над землёй, водой, болотом. Это было что-то среднее между кораблем на воздушной подушке и самолетом-амфибией. Экраноплан совмещал в себе их лучшие качества, отличаясь великолепной маневренностью, потрясающей грузоподъёмностью и скоростью.
        Первые опытные машины обозначались как СМ. Вес их составлял от нескольких сот килограмм до нескольких тонн. Едва отработав опытные образцы, Алексеев заложил гигантское судно, названное им КМ - кораблём-макетом. Взлётный вес равнялся 300 тоннам. Зрелище представлялось фантастическим: громадина длиной около 70 метров легко отрывалась от воды, разгонялась до 500 км/час, беря на борт свыше 200 тонн груза. Получив с разведывательных спутников первые изображения КМ, испытывавшегося на Каспии, американцы долго пытались понять, что же это такое и как оно летает. "Каспийский монстр" (именно так был помечен в НАТОвских документах корабль-макет) потрясал воображение не только западных экспертов: невольные очевидцы испытаний - отдыхающие дагестанских здравниц - долго приходили в себя от увиденного.
        В конце 70-х на базе КМ построили боевой экраноплан "Лунь" - корабль-ракетоносец с динамическим принципом поддержания. По замыслу создателей он должен был перехватывать ударные корабельные группировки НАТО, нанося по ним точечный ракетный удар и быстро выходить из-под ответной атаки. Ставка была сделана на скорость. Самые быстроходные корабли иностранных флотов обладали скоростью хода до 60 узлов, "Лунь" же давал 270 узлов (500 км/час). Поверх фюзеляжа экраноплан нёс 6 сверхзвуковых противокорабельных ракет "Москит" с дальностью поражения 120 километров.
        При дальности полета самого экраноплана 4 000 километров ударный комплекс "Лунь" надежно и гарантировано накрывал балтийский, черноморский, каспийский, скандинавский и японский театры возможных боевых действий. "Лунь" трудно было засечь, ибо летал он на высоте 4-5 метров от уровня воды, и большинство корабельных радаров его не обнаруживало, он появлялся из ниоткуда, поражал цель, и уходил в никуда. Настоящий призрак. В натовских штабах царила тихая паника. Десяток другой подобных машин давали СССР неоспоримое преимущество как в обороне, так и в нападении. Противопоставить им было просто нечего...
        И всё же, несмотря на выдающиеся тактико-технические характеристики ,"Лунь" так и не стал серийной машиной: его погубила мировая разрядка. Решением политического руководства страны в 1985 году производство экранопланов - как боевых типа "Лунь", так и транспортных типа "Орлёнок" (уж кому они-то мешали?) было прекращено. Уникальную технику - 3 "Орлёнка" и 1 "Лунь" - бросили в Каспийске, где они ржавеют и доныне.
        Ростиславу Алексееву не довелось присутствовать при этом позоре - он скончался в 1980 году, в расцвете сил и творческих планов. Он готовил серийное производство экранопланов и судов на воздушной каверне, веря, что его птенцы найдут широчайшее применение в военном деле и народном хозяйстве. Увы, этим радужным планам не суждено было сбыться. Со смертью Главного конструктора некому стало защищать бесподобные, но беспомощные от чиновничьего произвола машины. "Новое мышление" не дорожило людьми,- что уж говорить о технике. Все перспективные работы решением сверху были приостановлены, а почти уже готовые образцы порезаны на металлолом. От них остались лишь редкие фотографии, воспоминания испытателей и имя их создателя - человека, который опередил своё время...


ЧАСТЬ 3. ТУЛЬСКИЙ ТАНДЕМ.


        Если мы откроем толстый том Советского энциклопедического словаря на фамилии Шипунов, то прочтём следующее:"Аркадий Георгиевич Шипунов, 1927 года рождения. Ученый в области автоматизации, член-корреспондент, Герой СоцТруда. Имеет труды по проектированию автоматизированных систем управления, системному анализу, автоматизации проектирования. Государственные премии за 1967-й и 1975-й и Ленинская премия за 1982-й годы".
        На первый взгляд, ничем не примечательная биография. Между тем, Аркадий Шипунов - один из столпов советского ВПК, всю свою жизнь создававший (и создающий) высокоточное оружие для Вооруженных Сил страны.
        До конца 50-х годов прошлого века в области создания стрелково-пушечного вооружения малого калибра доминировали три признанных авторитета: Нудельман, Макаров и Волков. Однако нашлись двое молодых людей, которые сумели вклиниться в этот блестящий триумвират и стать главными в этой области вооружения.
        В истории техники не так много примеров удачных союзов нескольких конструкторов, и один из самых плодотворных - тандем Аркадия Георгиевича Шипунова и Василия Петровича Грязева. Генерального и заместителя Генерального конструктора Тульского КБ Приборостроения, знаменитой кузнице русского оружия. Славу им принесли малокалиберные пушечные комплексы для зенитных самоходных установок "Шилка" и "Тунгуска", иначе говоря - оружие высокой плотности огня. Скорострельность "Шилки" - 850 выстрелов в минуту, "Тунгуски" - уже 2500 выстрелов. При том, что калибр вырос с 23-мм до 30-мм. Зенитная установка "Тунгуска" ежесекундно обрушивает на противника без малого 65 кг металла !!!
        Развивая это направление, Шипунов и Грязев по заказу ВМФ СССР, которому потребовалась скорострельная артсистема для защиты кораблей от подлетающих противокорабельных ракет, спроектировали и сдали на вооружение комплекс АК-630 калибра 30-мм с вращающимся блоком из 6 стволов, и циркулирующей между ними охлаждающей жидкости. В целом это позволило довести темп стрельбы до 6 000 выстрелов в минуту! На испытаниях снаряды АК-630 разносили в щепки крылатые ракеты и самолеты на удалении до 4 километров от корабля. Американский аналог - система "Фаланкс" - уступает АК-630 по скорострельности в два с лишним раза.
        Следующим этапом в творчестве Шипунова и Грязева стало создание авиационных пушек для самолетов семейства Су-27, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-31. Задача усложнялась тем, что эти пушки должны были быть легкими и малогабаритными, вписываясь в конструкцию планера самолета. За короткое время КБП сдает ВВС пушки ГШ-30-1, ГШ-30-2 (двуствольная) и самую мощную ГШ-6-30 (шестиствольную). Летчику достаточно короткой 2-3 секундной очереди, чтобы развалить на куски любой вражеский самолет.
        С начала семидесятых Тульское КБ Приборостроения начинает заниматься ПТУРами - противотанковыми управляемыми ракетами. Это было новым делом для пушкарей, но они с ним успешно справились. За какой-нибудь десяток лет сухопутные войска получают высокоточные ПТРК "Фагот","Метис","Корнет", а для танковых пушек Т-80 и Т-90 создаётся 125-мм ПТУР "рефлекс", способная пробить 700-мм броню или сбить зависший противотанковый вертолет на дальности до 6 км. Ракета выстреливается из гладкоствольной пушки и наводится на цель с помощью лазерного луча. Вероятность попадания в цель 95%.
        Однако главную свою тематику КБП не забывает. Продолжая развивать удачную конструкцию АК-630, инженеры бюро размещают в башне с мини-РЛС две шестиствольные пушки и так рождается непревзойденный комплекс ближней обороны "Кортик". Скорострельность его фантастическая: 170 выстрелов в секунду. или 10 200 выстрелов в минуту. "Кортик" поражает все воздушные цели, находящиеся в зоне своего действия,- маневрирующие, низколетящие, высокоскоростные. Осколочно-фугасные 30-мм снаряды массой 390 грамм создают непреодолимую преграду для противокорабельных ракет. Аналогов комплексу в мире нет. Его просто не с чем сравнивать.
        С распадом СССР Тульское КБП, оказавшись один на один с рынком, обращается к индивидуальному стрелковому оружию, востребованному силовыми структурами. Спецслужбы и армия испытывают потребность в компактных пистолетах-пулеметах, мощных штурмовых пистолетах и снайперских винтовках нового поколения. Грязев и Шипунов решаются вступить в состязание с признанными авторитетами в этой области - Калашниковым, Драгуновым, Никоновым, Стечкиным.
        Первым на вооружение специальных служб поступает ПП-90 - малогабаритный пистолет-пулемет, с 25 метров укладывающий 9-мм пули в окружность диаметром 30 см. Его главное достоинство - скрытность. ПП-90 в сложенном виде представляет собой прямоугольную коробку размером 27 х 9 х 3,2 сантиметра, которая легко камуфлируется под радиостанцию. Раскладывается ПП всего за полторы секунды, становясь для террористов неприятным сюрпризом - последним в их жизни.
        В середине 90=х КБП сдаёт на войсковые испытания ОСВ-96 - снайперскую винтовку небывалого до той поры калибра: 12,7 мм. Почти как противотанковое ружьё. Ещё до окончаний всех испытаний опытная партия винтовок отправляется в Чечню с тем, чтобы в реальных боевых действиях оценить её эффективность. В войсках ОСВ-96 получает ласковое прозвище "Взломщик" - за свою дальнобойность и безотказность. Основное её назначение: работа против вражеских снайперов. Дальность прицельного огня 2500 метров. Винтовка оборудована специальным прибором "Антиснайпер", позволяющим засекать неприятельские снайперские прицелы и "работать" против них. Мощность винтовки такова, что с 500 метров её бронебойная пуля пробивает стальной лист толщиной 16-мм или двойную кирпичную кладку, поражая живую силу за укрытием.
        Главное точно прицелиться - об остальном можно не беспокоиться. В Чечне опытные стрелки из ОСВ-96 поражали автотранспортную технику с дистанций в 3000-3500 метров, пробивая бензобак и вызывая взрыв машины. Помимо дневной оптики "Взломщик" может оснащаться и ПНВ (прибором ночного видения) с дальностью обнаружения человека порядка 800 метров. Страшное оружие в умелых руках!
        И, наконец, последним по времени был принят на вооружение всех 14 силовых ведомств России новый штурмовой пистолет ГШ-18, тульский ответ западным "Беретам" и "Глокам". Грязев и Шипунов сотворили настоящий шедевр, который при собственной массе в 400 с небольшим грамм и ёмкостью магазина 18 патронов (кто знаком с ТТ и ПМ, тот оценит эти цифры) с 20 метров пробивает 8-мм стальную плиту. С помощью ГШ-18 можно поражать террористов, укрывшихся за автомобилями, железными дверями, кирпичными стенками, его 9-мм пули пронзают все известные на сегодняшний день бронежилеты, включая и высших классов защиты. Пистолет не боится воды, пыли, песка, ему не страшен ни 50 градусный мороз, ни 50 градусная жара. Неудивительно, что первыми его взяли на вооружение сотрудники личной охраны Президента России, а также бойцы спецподразделений "Альфа" и "Вымпел".
        Самое поразительное, что пик новаторских разработок КБП пришелся на самые черные годы для отечественного ВПК, когда хроническое недофинансирование поставило на грань выживания сотни и тысячи предприятий оборонки. Тульскому КБ Приборостроения во главе с Шипуновым и Грязевым удалось добиться успеха, доказав, что для настоящих талантов нет ничего невозможного и в рыночных условиях. Они вырвались из трясины и ныне процветают. Такой вот русский хэппи-энд...



Денидранат Траутандрапутра.
Сайт управляется системой uCoz