Очаянные были.





        Впервые чайный напиток упоминается в старинных китайских манускриптах, датируемых, страшно сказать, 2700 годом до н.э. Потребовалось, однако, ещё 3 тысячи лет, чтобы ввести чайный куст в культуру. Почти сразу же возникает чайная церемония - обычай, возведённый в утонченное искусство. Если верить преданиям, родоначальником чайной церемонии был 28-й патриарх чань-буддизма Бодхидхарма. Девять долгих лет провёл он в позе сидячего созерцания, и лишь однажды заснул. Проснувшись, Бодхидхарма в гневе вырвал себе ресницы и бросил их на землю. Из ресниц выросли кусты ароматного зелёного чая, который патриарх завещал пить монахам в периоды долгой медитации для взбодрения сознания. С тех пор чай стал культовым, почти священным напитком буддистов, ламаистов и даосов, черпавших в нём силы и вдохновение.
        Исстари известны две разновидности дикого чая - чай китайский (подразделяемый на китайский и японский подвиды) и чай ассамский. Первый представляет собой кустарник, второй - дерево высотой до 15 метров. Родиной чая считаются Юго-Восточные районы Китая - провинции Юньнань, Фуцзян и Чжэцзян. Там горы, много влаги, тепла и трудолюбивых крестьян - райское место для этой вечнозелёной культуры. От китайцев, собственно говоря, пошло и само название напитка: «ча".
        Несмотря на то, что подданным Поднебесной империи были известны и черный, и жёлтый, и красный чаи, их всепоглощающую любовь завоевал зелёный, так называемый "лао-ча". Не в последнюю очередь потому, что согласно традиционным канонам, черный чай относится к продуктам "ян" - стимулирующим физическую силу, а зелёный - к продуктам "инь", успокаивающим, расслабляющим и омолаживающим организм человека. Немаловажная особенность для прозревающих истину конфуцианцев!
        Опытные мастера чайной церемонии - между прочим, она пришла в Японию как раз из Китая - самостоятельно приготавливали смеси из разных сортов чаев, добиваясь желанного вкуса и неповторимого аромата. Особенно ценился самый молодой, нежный чайный лист, лучше всего - неразвернувшийся. Он давал наиболее благоуханный настой. Непревзойдённым по вкусовым качествам считался красный чай "Нектар Шэн Муня", внешне напоминавший мох. Его выращивали только для членов императорской семьи, называя "кровью земли". Чай этот стоил чрезвычайно дорого, ибо произрастал только в одном уезде, близ деревни Луцзин на юге Китая.
        Он требовал тщательного ухода за собой, осторожного сбора двух верхних листочков, правильного хранения и сушки. Некоторые ценители добавляли к чайным листьям едва распустившиеся почки чайного куста, называя их "бай-хуа" (белый цветок). Могли ли они представить себе, что спустя 15 веков "бай-хуа" превратится из изысканного компонента напитка богов в чай байховый, рассыпной. И вместо нераскрывшихся молодых листочков станут недобросовестные производители сыпать в коробки всё подряд, включая ветки и коренья.
        Однако вернёмся к истории. Итак, чай покоряет Китай, всех близлежащих соседей и только в 16-м столетии попадает в Старый Свет, странным образом минуя Россию. Европу с чаем впервые познакомили в 1517 году португальские моряки, привезя из очередной экспедиции несколько тюков с "сушеной травой". Напиток понравился, и его стали употреблять - преимущественно при королевских дворах. Европейцы поначалу не знали, как правильно заваривать чай, поэтому случались курьёзы. Гостям подавали необыкновенный салат, приготовленный из чайных листьев. Он был горьким на вкус и вызывал сильное сердцебиение. Любители экзотики были в восторге. Между тем, чаепитие как привилегия царствующих особ сохранялась недолго: уже к концу 16-го века чай стал неотъемлемой частью европейской кухни.
        Позднее других с китайской травкой познакомились в России. Событие это было настолько важным, что зафиксирована точная дата появления чая при русском дворе - 20 сентября 1638 года. В этот знаменательный день стольник Василий Старков привёз царю Михаилу Фёдоровичу богатые подарки от монгольского Алтын-хана. Среди них находились 4 пуда чая. Это были коробки "бахча", что значило "ради варения чая". Заморское угощение пришлось по вкусу, и уже в 1679 году Россия заключает с Китаем договор о поставках "бахчи" в страну. Москва открыла свой рынок для прежде неведомого товара.
        Столицей богатых чаеторговцев становится приграничный городок Кяхта. Именно через неё партии китайского чая попадали в Россию. Чай перевозили в особых кубических деревянных каркасах, обтянутых кожей. Назывались они "цибиками". Ежегодно в Кяхту привозили несколько десятков тысяч пудов чая. Примерно половина оставалась в Сибири и зимой на санях отправлялась в Москву. Другую половину сухим путем везли сначала в Томск, затем по рекам через Сибирь и Урал доставляли в Нижний Новгород, на знаменитую ярмарку. Оттуда чай развозили уже по всей империи.
        Популярность напитка росла стремительно, несмотря даже на то, что раскольники - люди в народе весьма уважаемые - бойкотировали "бесовскую травку", утверждая что "тот, кто пьёт чай - отчается". Единожды попробовав, мало кто был способен отказаться от китайского зелья. Некоторых приходилось даже ограничивать. Сохранилась бумага с любопытной резолюцией Петра-1 об отказе фрейлинам в продуктах питания: «Оне чаю ишшо не знают, про сахар не слыхивали, и приучать их к тому не надобно..."
        В середине 18-го века появляются на Руси первые самовары. Маленькие, средние, большие и артельные - на два ведра жидкости. Самовар - изобретение чисто русское, ибо так пить чай, как его пили в России - на блюдечках, с сахаром вприкуску или горячими кренделями - никто не пил. Что-то отдаленно похожее на традиционное русское чаепитие можно отыскать у персов, хотя они пьют скорее сахарный сироп, заваренный на чае, нежели чай со сладостями.
        Китайцы пьют чай без каких-либо добавок, превыше всего ценя натуральный вкус, цвет и аромат. Они непоколебимо убеждены доныне, что заваривать чай можно лишь в чайниках из красной или синей глины. И боже упаси использовать крутой кипяток: достаточно, чтобы в воде появились мелкие белёсые пузырьки. Это китайцы называют "белым ключом". Именно такая вода больше всего подходит для настоящего чая.
        Алтайцы, монголы и тувинцы без ума от зелёного чая ("сутэ-чая"), приправленного молоком, салом, солью и специями. Эвенки пьют черный чай, сваренный с кобыльим молоком и горячим жиром. Дальше других пошли тибетцы. Они вообще отказались от другой пищи, кроме как "цзамбы"" - плиточного чая, взбитого особой метёлочкой в густую пену с маслом яков, ячменной мукой и солью. Едят такое кушанье ложками, и доживают до очень преклонных лет.
        Примеру малых азиатских народностей последовали гордые сыны туманного Альбиона - британцы. Чай по-английски есть не что иное как чай с молоком. Изюминкой англосаксов является то, что чай наливается в молоко, а не наоборот. Хитроумные британцы объясняют это тем, что белок, содержащийся в молоке, связывает вяжущие танины и оседает их на стенках чашки. Таким образом, организм получает абсолютно безопасный для здоровья продукт. Вот и не верь после этого в старинные рецепты!
        С чаем - так уж повелось - связано множество заблуждений. Возьмём, к примеру, овеянный всемирной славой индийский чай. Мало кто знает, что появился он всего каких-то 170 лет назад. Цейлонскому чаю и того меньше. Пятнадцать веков мир пил один единственный китайский чай. И только в середине XIX-го столетия стараниями англичан это растение было привито на индийской земле. То же самое и с цейлонским чаем. Жили цейлонцы, поживали, чаёк чжэцзянский попивали, а вот не додумались куст к себе привезти и окультурить. За них это сделали колонизаторы-британцы.
        Главной причиной послужила - вы не поверите - эпидемия редкого заболевания, почти полностью уничтожившая насаждения кофейных деревьев на Цейлоне. Потеряв кофе, администрация Ост-Индской компании решила сделать ставку на чай, и попала в самую точку. Благодаря её усилиям Цейлон стал мировым центром чаеводства, и источником колоссальных доходов для британской казны. С тех самых пор по потреблению чая на отдельно взятую душу населения англичанам принадлежит первое место в мире.
        Значение этого напитка было столь велико, что когда министр финансов Р.Уолпол попытался в 1723 году ввести акцизы на чай, это вызвало бурю негодования в английском парламенте. Законопроект с треском провалился. Любители чая взяли вверх над интересами государства, которое вынуждено было отступить, дабы не раздражать общество. Чай приобрёл такой вес, что с ним пришлось считаться. И приходится считаться до сих пор...



Денидранат Траутандрапутра.
Сайт управляется системой uCoz