Лучшие из лучших.





        Они воевали друг против друга. Каждый из них был величиной, первым номером. На них равнялись все остальные, менее удачливые, смелые, талантливые. За свой высочайший профессионализм они заслужили восхищенное уважение, как непревзойдённые мастера дерзких атак и тактических приёмов, несмотря даже на то, что были заклятыми врагами. Они герои своих народов, без сомнения - лучшие из лучших во Второй мировой войне...


Часть 1. Истребители.


        Наверное, никакая другая профессия не пользовалась в двадцатые, тридцатые и сороковые годы такой невероятной популярностью, как профессия летчика. Их в прямом смысле этого слова носили на руках, им рукоплескали мировые столицы, к ним благоволили Сталин, Геринг, Муссолини. Они всегда были первыми - и в мирное время, летая выше, дальше и быстрее всех, и в годы войны, завоёвывая господство в воздухе.
        Воздушная война тогда отличалась несомненным благородством. Бой истребителей напоминал схватку двух искусных фехтовальщиков, в котором победа доставалась сильнейшему. Рыцарство воздушных гладиаторов отражалось и во внешнем виде самолетов, украшавшихся красочными эмблемами эскадрилий, полкой, дивизий, а также тузами, драконами и звездами, свидетельствовавшими о количестве побед.
        Любопытный факт: три самых результативных аса Люфтваффе воевали на Восточном фронте. Это очень красноречивое доказательство того, что против Советского Союза сражались самые подготовленные и опытные летчики германских ВВС. Имея боевой опыт и великолепную технику, немцы в первые же недели войны буквально истребили советскую авиацию. Господство в воздухе было за Люфтваффе до лета 1943 года. То есть два года из четырех, что продолжалась Великая Отечественная война. Это едва ли не основная причина крупнейших наших поражений 41-го и 42-го годов, когда сухопутные войска оказывались беззащитными от атак с воздуха...
        Лучшим среди германских летчиков-истребителей был Эрих Хартман, "Буби" - признанный король асов. 352 официально подтверждённые воздушные победы говорят о многом. Его искусство в стрельбе из пушки считалось среди сослуживцев легендой. Одного единственного снаряда часто ему было достаточно, чтобы сбить вражеский самолет. Хартман стал первым человеком в истории авиации, сбившим более 300 машин в воздушных боях. Этот рубеж смог перейти только другой ас Люфтваффе - Герхард Баркхорн, на счету которого 301 победа. Эрих Хартман всю войну воевал на Восточном фронте в составе знаменитой 52-й истребительной эскадры, кузнице многих выдающихся асов Германии. Бойцом, конечно, он был непревзойденным, но далеко не неуязвимым. За войну "Буби" несколько раз сбивали русские летчики, но каждый раз ему чудом удавалось спастись...
        А первым среди русских асов был Иван Кожедуб. Вторым - Александр Покрышкин. мало кто знает третьего по результативности летчика советских ВВС. Имя Григория Речкалова странным образом было обойдено вниманием наших историков - он был забыт. А всё потому, что являлся соперником самого Покрышкина...
        "Аэрокобра" Покрышкина с нарисованной на фюзеляже большой белой цифрой "100" была хорошо известна противнику. Достаточно было этому самолету появиться в воздухе, и строй немецких истребителей нарушался. Летчики Люфтваффе спасались бегством. Покрышкин - единственный советский летчик, о котором немцы предупреждали своих пилотов по радио: «Внимание! Ас Покрышкин в воздухе". За войну рядом с ним не погиб ни один из его ведомых - невероятный факт, не имеющий аналогов в военной истории. Покрышкин один из немногих воздушных бойцов, кто пролетал всю войну от первого её дня до последнего - с 1941 по 1945 год. Мало кто может похвастаться этим. Среднестатистическая жизнь летчика-истребителя в воздухе равнялась 9 часам. Обычно пилот погибал в пятом боевом вылете...
        Мясорубка. Кому благоволило счастье, на чьей стороне был опыт - тот праздновал победу. По неофициальному статусу звание Героя Советского Союза получал летчик, сбивший не менее 15 вражеских самолетов. Личный счет Покрышкина 59 засчитанных побед. Это официально. В действительности их было значительно больше - около 90. В начальный период войны Покрышкин сбил несколько самолетов, которые ему не засчитали в связи с уничтожением полковых документов. Часть машин Саша записал на счет своих боевых друзей, которым не хватало самолетов до заветного числа 15 - практика такая бытовала повсеместно. Сколько-то их не засчитали и Кожедубу, и Речкалову, равно как и другим советским асам - очень уж строгой была система подтверждения воздушной победы. Не всегда были свидетели или материальные доказательства успеха. Немцы к словам своих асов относились либеральней, что вывело их в ряды первых бойцов...


Часть 2. Подводники.


        С заоблачных высот опустимся в мрачные глубины Мирового океана, где несли свою службу экипажи субмарин. С момента своего появления матросы Подплава имели репутацию сорвиголов, которым сам черт не брат. Аварии были непременными спутниками подводных лодок, что заставляло личный состав всегда быть начеку. Малейшая оплошность всего лишь одного разгильдяя-матроса часто стоила жизни всему экипажу. Поэтому на Подплав отбирались наиболее перспективные офицеры и самые подготовленные матросы. К началу Второй мировой войны только во флотах Германии, Японии и СССР подлодки занимали подобающее им место. Остальные государства недооценивали их роль, за что очень скоро жестоко поплатились...
        Наибольшая слава, безусловно, досталась "кильским шпротинам" Кригсмарин. Германские субмарины являлись главной ударной силой нацистского флота. Объяснялось это тем, что за них горой стоял адмирал Дёниц - главнокомандующий ВМФ, сам в прошлом блестящий подводник. Дело было поставлено превосходно. От Кубы и Гренландии до Северной Африки и Шпицбергена простиралась территория смертельно опасная для мореплавания. Здесь находились зоны ответственности германских подводных сил.
        По количеству потопленных кораблей "волкам Дёница" не было равных по обе стороны океана. Нацистские субмарины доминировали в Атлантике, Средиземном и Северном морях. Им здорово помогала техника - ни один флот, кроме Кригсмарин - не имел "дойных коров", транспортных лодок, которые в открытом океане могли быстро дозаправить боевые субмарины топливом, воздухом, торпедами. Это позволяло в несколько раз увеличить время несения боевого дежурства. Первыми были немцы и в оснащении своих лодок акустическими торпедами - знаменитыми Т-5"Цаункёниг", от которых очень трудно было спастись, основные флоты мира перешли на такие торпеды только после войны...
        Славились "волки Дёница" также своей изворотливостью На какие только трюки они не пускались, чтобы ввести в заблуждение противника. Перед выходом в море экипажи принимали т.н. "пакеты спасения" - целлофановые мешки, набитые бытовым мусором, нефтью, газетами, форменным обмундированием, кусками корабельной мебели. При опасности эти пакеты через торпедные аппараты выбрасывались на поверхность с огромным воздушным пузырем, убеждая противника в гибели лодки. Иногда с этой же целью продували фановые системы, содержимое которых заставляло преследователей отказаться от дальнейшей охоты...
        Традиционно, рубки немецких лодок украшались медными лавровыми венками, цифры внутри которых свидетельствовали о количестве побед. Немало было таких субмарин, где цифра переваливала за сотню. Среди первых "звезд" Подплава Кригсмарин - корветтен-капитан Ганс Швигер, одноглазый герой геббельсовской кинохроники. Ас подводной войны и головная боль для флотов Великобритании, Америки и СССР. С 1944 года Швигер со своим стареньким "U-Boot" воевал на Севере, через который проходили ленд-лизовские караваны с танками, самолетами, артиллерией и прочим военным снаряжением.
        Корветтен-капитан сразу же после прибытия отличился, пустив на дно несколько транспортов и английский эскортный эсминец. К концу года на счету его лодки значилось 120 потопленных кораблей. Экипаж был лично отобран Швигером и состоял исключительно из добровольцев. 4 ноября 1944 года его лодка погибла в бою с советским судном-ловушкой. Спасенных не было ни с нашей, ни с немецкой стороны. И это далеко не единичный случай: после капитуляции Германии в мае 1945 года 217 экипажей лодок предпочли затопить свои суда, только чтобы они не достались союзникам. Такое поведение характерно только для двух флотов мира: русского и германского. И хотя мы были противниками, подобные поступки заслуживают уважения...
        В советском флоте больше всех кораблей - 24 - потопил П.Д.Грищенко, однако самая громкая слава пришлась на долю капитана 3-го ранга А.И.Маринеско, командира дизельной ПЛ С-13. Удивительная лодка! Единственная с порядковым номером "13", которая уцелела в Великую Отечественную войну. Все остальные погибли. По суммарному потопленному тоннажу (47 011 тонн) С-13 принадлежит первое место в ВМФ СССР. Особенно удачным был боевой поход января-февраля 1945 года. 30 января в Данцигском заливе С-13 трехторпедным залпом отправила на дно огромный круизный лайнер "Вильгельм Густлов" вместе с 7 000 солдат, в том числе 3 700 подводников, эвакуировавшихся из Данцигского учебного центра Кригсмарин. Успех феноменальный, принимая в расчет, что 3 700 подводников - это полностью сформированные экипажи 60 субмарин!
        Возвращаясь на базу, С-13 потопила ещё один германский транспорт "Генерал фон Штойбен", перевозивший 3 600 солдат вермахта. За один только поход 49 членов экипажа советской субмарины уничтожили полнокровную дивизию противника. Потопленный тоннаж "тянул" на 11 званий Героя Советского Союза, однако Маринеско получил в награду всего лишь скромный орден Красного Знамени...
        Советским адмиралам очень не нравился независимый характер Александра Ивановича. Он не пресмыкался перед начальством и не особенно чтил Устав, за что, в конечном счете, и поплатился. Подвиг его экипажа был затушеван, а сам Маринеско сразу же после войны был незамедлительно уволен в запас. Справедливость восторжествовала в 1990 году, когда указом М.С.Горбачева капитану 3-го ранга Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза...
        Суммируя вышесказанное, следует добавить: унижая врага презрительными оценками, мы тем самым подтверждаем незначительность происшедшего. Возвышая до своего уровня - мы поднимаем цену самим себе, ибо гораздо почетней быть победителями сильных и умных, нежели слабых и тупых. Своим противником мы можем гордиться - германские солдаты были прекрасно обучены, отлично снаряжены и дрались они всю войну превосходно, но советские солдаты оказались лучше, и потому они победили...




Денидранат Траутандрапутра.
Сайт управляется системой uCoz